В 1-м номере журнала опубликованы лауреаты премии журнала "Юность" за 2007 год.

В области прозы (премия имени Валентина Катаева) лауреатами стали:
Павел Бригис за цикл рассказов в № 5.

Дорогие друзья! Обязательно прочитайте эти рассказы.

Вот только небольшой отрывок в несколько строчек из письма автора:
"...В стране, где ставят памятники эсэсовцам, это не напечатают. Не по литературным соображениям. Надеюсь, понимаете. Спасибо за понимание".

Павел Бригис. Из письма в редакцию.

Целую неделю, каждое утро я первым делом отправлялся к Люмбе с куском чего-нибудь, что я, пересилив голод, оставлял для неё. Не воспринимая эту овчарку только как "немецкую", я осмеливался с каждым разом подходить всё ближе и ближе. Пока не оказался на расстоянии вытянутой руки. Замирая от внутреннего ужаса, я рискнул поднять дрожащую еще и от холода руку. Я ждал. Меня колотило. Сидевшая Люмба тоже ждала. Не возьми она с руки, я всё равно бы ей бросил. И скорее всего оставил бы уже непонятные мне попытки то ли достать свой ящик, то ли её погладить. Я начинал беспокоиться о том, не тяпнет ли она меня за руку, если я выроню кусок ей прямо перед носом. Но вот она поднялась. Обнюхала мою ладонь, потом лежавший на ней кусок вкуснейшей вареной рыбы и, повернув голову, слизнула его себе в пасть. Я почувствовал на ладони мокроту слюны её языка и тычки её шершавого носа. Осмелев совсем, я очень легко и осторожно, очень тихонько, кончиками пальцев провел по её морде. Потом выше, по шерсти, к ушам. Потом, не опуская руки, я провел тыльной стороной ладони по горлу, потом по шее. Люмба встала и сделала шаг. Впервые я гладил её стоявшую".
 

Из рассказа "Люмба".

Михаил Пак за роман "Легкое путешествие по реке" в № 8–10.

Михаил Пак — один из лучших прозаиков современности. Писателей, способных не просто длить ту или иную сюжетную линию, а естественно и вдохновенно работать "на характер", на развитие образа, на реализацию идейного замысла, катастрофически мало. Легко, непринужденно и неназойливо не просто рассказать о ситуации, а показать ее — выпукло и стереоскопично — та самая грань, за которой можно говорить о рождении именно художника слова.

"Расскажи мне о себе, — попросил я осторожную куклу.
— Уже рассказывала, — ответила она.
— Да? Гм... Извини, я забыл... Эолли отпила из чашки, молча взглянула на меня и молвила:
— Там очень жестко спать... Зачем ты уложил меня на стекло?
Речь куклы была теперь более связной. Но я замешкался от такого ее вопроса. Эолли, не дожидаясь ответа, спросила:
— Если я тебе не нравлюсь, зачем женился?
— ?!
— Ты меня, сироту, просто пожалел?
— ?! — Ты меня стыдишься?.. Я знаю.
—Тогда почему унес мою одежду? Я бы оделась и ушла.
— ?!
— Не держи меня здесь, как в тюрьме. Я свободный человек.
Я уставился на куклу, широко раскрыв глаза.
— Ты принесешь мне завтра одежду? — спросила Эолли, помолчав некоторое время.
Мне ничего не оставалось, как кивнуть головой. Я понял, что у куклы Эолли была собственная история, которую кроме нее самой никто не знал. И чтобы услышать ее, мне следовало набраться терпения, а главное — забыть, что предо мной кукла, которую я сделал собственными руками. Воспринимать Эолли как живое человеческое существо".

Из романа "Легкое путешествие по реке".

В области поэзии (премия имени Анны Ахматовой) лауреатами стали:

Дмитрий Бобышев за стихи в № 4.

Дмитрий Бобышев — один из поэтов знаменитой ахматовской четверки "Ахматовские сироты"...

Два белых пиона
в стеклянном стакане
цветут исступленно,
и капля по стенке стекает...

Что это — посланье
двусложного нежного слова,
что горькими дышит маслами, —
в сейчас из былого?
Посланье прохлады, покоя —
без слов, но такое, такое,
чтоб душу
— вот так же, наружу,
в сии лепестки и сияния сада,
навстречу цветенью,
за миг до распада,
к вот-вот и гниенью...

"Пионы". Отрывок.

Андрей Шацков за стихи в № 9.

Андрей Шацков — поэт из последней литературной группы Советского Союза.

Здравствуй, август, как обложка глянцевый,
От росы, упавшей на траву...
Палевый, зеленый, померанцевый,
Отразивший в плесах поутру

Небо, поздним светом осиянное,
В шелесте и треске птичьих крыл.
Здравствуй, август, время покаянное Расставанья с теми, что любил...

"Август 2007". Отрывок.

В области критики и литературоведения премия (премия имени Владимира Лакшина) присуждена Льву Аннинскому за исследование "Эфронт Марины Цветаевой" в № 7.

Лев Аннинский — патриарх русской словесности. Этим всё сказано.

"Список мужчин, в которых была влюблена Марина Цветаева, не покажется столь уж фантастическим, если учесть, что чувство любви она ощутила с момента, когда начала себя помнить; определить, кого полюбила "самого первого", не хотела, ибо всегда находился ещё и "до-первый", и, наконец, это чувство ничего общего не имело с такими пошлостями, как брак и замужество. На этот счет она хорошо "высказалась" в отрочестве: дала объявление в брачную газету и указала свой адрес в Трехпрудном переулке. Мистификация закончилась скандалом: явившихся соискателей выпроваживал дворник... <…> Встреча с Сергеем Эфроном воспринята Мариной Цветаевой как провиденциальная в её (и его) судьбе — факт. Факт жизни. И факт поэзии. Что он такое — для неё? В нём —странное скрещение вроде бы несовместимых начал. Не только русского и еврейского (каковой контакт для рубежа XIX–XX веков отнюдь ещё не столь обыкновенное дело, как для послереволюционной Советской эпохи, когда евреи кинулись в столицы через упразднённую черту оседлости). Ещё разительней в древе Сергея скрещение психологических, социальных и политических ветвей..."

"Эфронт Марины Цветаевой". Отрывок.

Анне Козловой за материал "Бестселлер: как делала я и как делали меня" в № 8.

Анна Козлова — один из самых ярких критиков и романистов нашего времени.

"Детективные дамы все как одна пишут свою первую книжку в просто нечеловеческих условиях, разве что гарпии со стальными клювами не огаживают каждую секунду их головы и драгоценные рукописи. Маринина по таинственным обстоятельствам оказалась вышвырнутой из ментуры, где благополучно просидела двадцать лет диспетчером, её любовник отказался развестись с женой, пока сыну не исполнится двадцать пять, и вот она, чтобы не сойти с ума и избежать всех прочих неприятностей, выдумывает свою Каменскую. У Дашковой народилось неправдоподобное количество детей, а муж всё время подозрительно отсутствует, и она, чуть живая, после кормлений и гуляний, бдит ночами на кухне у лэптопа. О Дарье Донцовой мы и говорить не будем, ибо популярность её судьбы в народе сравнима лишь с рецептом очистки политуры, по Венедикту Ерофееву: "Кто такой Пушкин, они не знают, а как политуру очищать, они знают"... Издательства, по крайней мере, у нас, в России, бывают двух типов. К первому относятся гигантские корпорации, вроде "Эксмо", чей совет директоров не занят ничем, кроме дум, как бы заработать побольше денюжек на книгах…"

"Бестселлер: как делала я и как делали меня". Отрывок.

Премия в области очерка и публицистики (премия имени Бориса Полевого) присуждена Анне Павловой за материал "Русская Атлантида" № 1–2, 2007 год.

Анна Павлова — подвижница, историк, искусствовед, из тех немногих, кто пытается спасти русскую Атлантиду: монастыри и храмы, усадьбы, городские и деревенские дома... "

Нельзя создавать пропасть между возрождением храмов в лоне Церкви и спасением памятников как достопримечательностей, объектов культуры и туризма. Мировой опыт показывает огромный потенциал последнего пути. Там, где уже нет местного населения и приход не может быть возрожден, надо создавать туристические базы, которые могут работать на коммерческой основе. На этом пути лежат огромные экономические и социальные возможности возрождения и развития русской глубинки. Нельзя противопоставлять паломнические поездки и туристические экскурсии, у которых тоже сильнейшие возможности духовного воспитания молодежи и самых широких, ещё не воцерковленных масс. Можно с уверенностью сказать, что для многих таких туристов посещение восстановленного или хотя бы законсервированного (пока и не действующего) красавца-храма, венчающего чудный русский пейзаж, станет первым шагом на пути к действующему храму".

"Русская Атлантида". Отрывок.